логотип

Русская патриотическая газета Сибири № 9 (230), март 2006г. ( Интернет-версия)
color=#cccccc Главная

 

 

Русские забавы

на празднике

Ярко прошло мероприятие вТроицком сквере 23 февраля. Но,
пожалуй, самым необычным и неожиданным действом был кулачный бой.
Кулачный бой - своего рода потеха, увеселение, известное в России с глубокой древности. Упоминание о нем имеется в летописи Нестора под 1068 годом.
Некоторые, в основном духовенство, не одобряли эту форму народного развлечения, хотя признавали, что она способствует развитию силы и ловкости, воспитывает воинские доблести. Тем более, что кулачный бой - это вовсе не драка, не ссора или вражда. Это нечто вроде игрища, хотя удары наносятся серьезно, нередко причиняют тяжелые ушибы.Праздник
Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный - единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было у нас в допетровской Руси. Но в том виде, какой они имеют в России, в виде состязания друг с другом огромных сборищ, этого нигде и никогда не было. Молодецкая удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в такой своеобразной форме.
Кулачные бои происходили почти исключительно зимой, преимущественно перед Великим постом и по воскресеньям. Велись обычно за городом на обширном месте, на затянутой льдом реке или на городской площади.
Постепенно, как бы случайно, в условленном месте собиралась и росла толпа, расходившаяся потом на две стороны, одна против другой. Разделял обе стороны промежуток сажен в десять (около двадцати метров). Вокруг теснились зрители. Вся эта картина представляла грандиозное народное гуляние с турниром, который вскоре должен был разыграться. Здесь шли споры, имелись свои излюбленные бойцы и силачи, за которых держали пари.
Был строгий общий уговор не бить по голове, особенно в лицо, и лежачего. Руки должны быть в рукавицах. Ни под каким предлогом нельзя было использовать тяжелые предметы: куски свинца, железа камни, увеличивающие силу удара. Эти закладки жестоко преследовались на кулачном бою. Горе тому, у кого их обнаруживали. Толпа в таких случаях была беспощадна. Тут не только противная сторона, но и свои набрасывались на виновника.
Дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противников, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали к своим. Отдельные столкновения учащались, затем "стенки" со страшным гулом, свистом, криками стремительно бросались друг на друга - и начинался настоящий бой.Стенка
Если бойцы среди противников находили более или менее равных себе, образовывался бой в одиночку - поединок. Победа одного из единоборцев иногда решала бой, и побитая сторона обращалась в бегство, а иной раз состязание и продолжалось. Напряжение нарастало. Наконец, одна из стенок стремительным натиском сламывала противную сторону и обращала её в бегство. Ряды беглецов расстраивались, они уже не защищались, и вся масса неслась теперь в одном направлении. Только в отдельных случаях видно было, как поднимались кулаки и наносились удары. В спину убегающих бить воспрещалось, можно было драться только лицом к лицу. Однако с опрокинутой стенкой и бегством одной стороны дело не всегда кончалось. "Опрокинутые" поворачивались, сплотнялись и, в свою очередь, превращались в нападающих, а иногда - и в окончательных победителей.на стенку
Составляя любимую и обычную забаву, кулачные бои вовсе не были так мрачны и жестоки, как может показаться на первый взгляд. До смертных случаев, при честных условиях, бой никогда не доходил. Кому не под силу, тот умышленно падал под ноги, а "лежачего не бьют". К тому же, противники, недавно бившиеся и беспощадно старавшиеся "сломить стенку", по окончании битвы мирно и добродушно шли вместе в харчевни, где велись жаркие споры, оценка событий боя и ловкости того или иного бойца.
Кулачный бой имел три разновидности: "Сцеплянка-свалка", "Стенка на стенку" и "Один на один".кулачные бои
Самым несложным характером отличалась "Сцеплянка" и представляла собой неустроенное сборище толпы, в которой противной стороны не имелось. Бились все врассыпную, кто кого одолеет. Эти свалки были всегда небольшие и безобидные.
"Стенка на стенку" представляла уже нечто стройное, где различались стороны - своя и чужая, а слава о победителе распространялась далеко. Здесь часто одна деревня становилась против другой.
Бой "Один на один" иногда предшествовал общему, и при победе одного из бойцов сопровождался уже нападением стороны победившего на сторону побежденного. Бой мог продолжаться час или два. По его окончании победителей с триумфом вели на угощение.разгар боя
Во времена Ивана Грозного кулачный бой использовался как метод правосудия, применялся как судебное доказательство, то есть служил для окончательного подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Такое единоборство называлось "поле". Определялись условия состязания, выбирался их способ и оружие.
Судебный поединок должен был совершаться при окольничем и дьяке. Посторонние не допускались. Поединок мог происходить между истцом и ответчиком или между их свидетелями. Малолетним, старикам, женщинам, попам, чернецам и черницам лично биться запрещалось, но им беспрепятственно можно было нанимать за себя бойцов. Таким образом, бились иногда не только один-на-один и притом посторонние (наемные) бойцы, но и целые группы свидетелей противных сторон.
Вот какую интересную древнерусскую тему затронули и оживили организаторы нашего современного праздника.

перетягивание каната

На снимках: эпизоды празднования Дня защитника Отечества на округе депутатов А.Н. Люлько и Д.А. Козловского: команда парней из русского национального движения готовится помериться силами с бойцами из войсковой части №3698 в состязании «Стенка на стенку»; соревнования по перетягиванию каната: на нижнем левом снимке - команда депутата Козловского, на нижнем правом - депутата Люлько, который играл самую ответственную роль в этой забаве - роль «якоря» (А.Н. Люлько крайний справа)

Наталья НовичковаЛюлько на празднике