Поднимай боевые знамeна!

Будущее за теми, с кем идет молодежь, идет не по приказу, обману или прельщению, а сознательно, убежденно и вдохновенно, идет потому, что признает образ жизни, традиции и веру своих предков единственно верными и спасительными. На эту мысль наводит возрождение казачества, которое темные дьявольские силы тщательно уничтожали вместе с его традициями и героическим прошлым.
Сегодня молодежь поднимает поверженные христопродавцами православные хоругви, с гордостью отыскивает свидетельства славных побед и достижений дедов и прадедов, носит их форму, поет их песни, разучивает их танцы.
Мы побывали на празднике 423-й годовщины образования Сибирского казачьего войска, от которого остались такие незабываемые впечатления, что некоторые из присутствующих гостей здесь же официально просили принять их в ряды казаков. Выступали фольклорные казачьи коллективы, удивлявшие массовостью, удалью и сноровкой исполнителей. В их танцах отражались трудовые и боевые навыки служивого сословия, в песнях - отвага, оптимизм и широта русской казачьей души.
Всеобщее восхищение вызвал мальчонка лет десяти. Он выбежал к микрофону в алой рубахе навыпуск, шароварах, сапожках и заломленной на затылок кубанке. У него ладная изящная фигурка, прекрасная дикция, звонкий голос и уверенность в движениях. Он идеально выражает собой тип и характерные особенности казаков. Это стало совершенно очевидно, когда он запел. Он пел не шлягеры про черного кота или чебурашку. Бодро маршируя на месте и ритмическими взмахами руки изображая движение штандарта, очаровательным мальчишеским дискантом он запел:
Встань за веру,
русская земля,
Ждет победы Россия святая
.....................................................
Подымай боевые знамена
Ради правды, красы и добра.

То был выкорчеванный из памяти русских щемящий душу марш "Прощание славянки". Надо было видеть, как зал, состоящий из господ атаманов и братьев казаков, в едином порыве встал и овациями сопровождал его пение. Могучая сила подняла также представителей областной, городской, районных администраций и общественных организаций Омска. Трижды в течение концерта казачок исполнял этот марш, и трижды зал стоя горячо приветствовал в его лице свое будущее, свой завтрашний день. "Подымай боевые знамена", - пел он и, казалось, сам был в своей алой рубахе знаменем казачества, знаменем на ветру.
Известно, что символом французской революции стала аллегорическая фигура Свободы с картины художника Э. Делакруа "Свобода, ведущая народ". Свобода представлена на ней мощной революционной фурией с обнаженной грудью, винтовкой в одной руке и трехцветным, как ныне и в России, знаменем в другой. Символом русской революции стала скульптура И. Шадра "Булыжник - оружие пролетариата". Так и символом возрождающегося казачьего войска предстал этот паренек, посланный самим Господом Богом.
Мы специально побывали недавно в Таврическом районе, откуда прибыл этот коллектив и этот мальчик, очень похожий на персонажа с картины замечательного русского живописца Михаила Васильевича Нестерова "Видение отроку Варфоломею". У него тот же возраст, такие же сапожки и рубашонка навыпуск, то же русское обличье. Отрок с картины Нестерова со временем стал преподобным Сергием Радонежским, "молитвою бо князя вооружив варвары победити, хвалящиеся отечество его разорити" (стихиры из песнопений на Господи воззвах 25 сентября старого стиля). Говоря современным языком, Преподобный благословил князя Дмитрия Донского на сражение с татаро-монгольскими полчищами, что явилось судьбоносным событием в истории Руси. Кем станет наш отрок, одному Богу известно, но он уже сегодня нужен в том качестве, в котором мы его воспринимаем.
Мы встретились с ним в районном доме культуры, куда его привели по нашей просьбе родители, они же художественные руководители народного фольклорного ансамбля "Звоница" и образцового детского театра казачьей песни "Лутонюшки". Знакомьтесь: Кирилл Бурцев 10,5 лет, ученик 4-го класса, заглавная фигура театра казачьей песни. В его репертуаре только казачьи и, значит, патриотические песни: "Батька-атаман", "Россия-матушка", "1791-й год" (Указ Екатерины II о создании Кубанского казачества), "Как у нашей сотни", "Как донские казаки" и другие. Я спросил его, какая песня у него любимая, и он ответил: "Все, какие я пою".
Кирилл не только поет, но и танцует. В последнее время он осваивает, в отличии от старшего брата, гитариста Артема, балалайку, потому что "она такая маленькая". Ему некогда смотреть телевизор, хотя родители не запрещают это делать. К тому же он не любит смотреть про убийства.
Учится Кирилл на пятерки, и лишь по одному предмету четверка. Четыре раза в неделю он ходит на репетиции и, кроме того, посещает спортивную секцию каратэ, необходимость в чем почувствовал после того, как на него напали однажды два местных хулигана. Его отец справедливо считает, что каратэ не только не мешает, а помогает в исполнении казачьих танцев. Ведь элементы казачьих танцев, в частности, "казачий шаг" и "стиль на основе пластуна" подразумевают работу с холодным оружием (шашкой), что Кирилл тут же показал нам в действии. Впрочем, и украинский гопак включает в себя такие прыжки, при которых удары ногами могут оказаться смертельными.
Родители Кирилла - потомственные казаки. Отец, Сергей Геннадьевич Бурцев, родился в Ташкенте. Его дед, Алексей Иванович, 1911 г. рождения, участник театра военных действий во Второй мировой войне. Служил он в коннице, имеет два ордена Красной Звезды. В составе кавалерийской группы, а затем кавалерийского корпуса Героя Советского Союза генерал-майора Льва Доватора (1903-1941) участвовал в дерзких рейдах по тылам противника в Смоленской области и в обороне Москвы на Волоколамском направлении. В мирное время он, будучи трактористом, вспахивал в шесть раз больше, чем другие. Прадеда Ивана выслали в 1920 г. из родных уральских мест (Уральское казачье войско) в Ташкент, а мать его умерла от голода.
Предки матери Кирилла, Ольги Анатольевны, урожденной Тараненко, прибыли в Среднюю Азию еще по указу Екатерины II. Через их судьбу прошел основанный казаками город Верный (Алма-Ата). Все поколения ее предков честно служили России. Дед, Тараненко Яков Филиппович, воевал с немецкими фашистами, имеет многочисленные награды. Прадед, Тараненко Филипп, сражался с басмачами в доброотряде (добровольческий отряд) и однажды взорвал на себе гранату, прикрывая собой других. Вместе с традициями в семье из поколения в поколение передается святая икона, защитница казачьего рода.
Встретились родители Кирилла и поженились в Средней Азии. В Омскую область они прибыли в 1990-м году, когда началась резня между киргизами и узбеками в г. Оше, где они проживали в то время, и где русские были преданы и брошены на произвол судьбы перестроечным правительством Ельцина.
В образцовом детском театре казачьей песни "Лутонюшки" занимаются 30 человек, ровесников Кирилла, т.е. столько, сколько в состоянии физически позволить себе иметь его художественный руководитель Сергей Бурцев. Театр инсценирует казачьи песни и танцы в лучших народных и современных традициях. Слава о нем, не побоимся сказать этого слова, вышла далеко за пределы нашей области. Коллектив театра "Лутонюшки" не раз выступал на казачьих фестивалях в Краснодарском крае, в частности, в г. Темрюк и станице Тамань (в 10-м веке г. Тмутаракань). По рассказам родителей, когда Кирилл запевает марши, плачут даже мужчины, а мы добавили бы, именно мужчины, потому как не женское это дело упоение маршами.
Немудрено, на выступлениях "Лутонюшки" люди становятся лучше и красивее. Будто свежий ветер пробегает по бескрайней казачьей ковыльной степи, лаская упругие травы. Люди целуют детей, просят дать им тексты песен, суют немудреные подарки.
Нам представляется, что залог необыкновенных успехов солиста театра Кирилла Бурцева заключается в его единении с родными казачьими корнями, от которых все силы его, в востребовании его творчества воспрянувшим казачьим сословием. Он нужен казакам, а казаки нужны ему. Он плоть от плоти их.
Напоследок я спросил его, что он сам переживает, когда видит перед собой слезы восторженных людей, и он ответил: "Становится трудно дышать". Ангела тебе Хранителя, Кирилл, а также поклон твоим родителям и всему казачеству России.
Леонид Горынин
г.Омск