Логотип



Кооперация – основа общественного развития.

 

Ю.Г.Марков  

В настоящее время даже такие известные ученые, как Н.Шмелев, задаются вопросом: «Что же мы на самом деле хотим?». Более того, этот вопрос он готов считать самым важным на сегодня. Сможет ли Россия создать условия жизни, достойные человека? Ныне приходится констатировать, что страна переживает деградацию культурно-нравственных отношений в обществе. Её национальные ценности стоят перед лицом угрозы. Задача обеспечения внутренней безопасности России представляется достаточно сложной. Её решение требует объединения усилий власти и гражданского общества. Н.Шмелев полагает, что «до пробуждения истинной самостоятельности и самоуправления её граждан нашей стране предстоит ещё долгий путь, измеряемый даже не десятилетиями, а, скорее всего, поколениями».

В этой связи имело бы смысл вспомнить уникальный опыт кооперативного движения в России, которое было направлено как раз на обретение самостоятельности и самоуправления широких слоев населения. Пожалуй, именно кооперация способна прокладывать путь к гражданскому обществу. В ней заключается социальная основа прогресса, без которой восстановление экономического потенциала страны представляется невозможным. Именно в этом направлении должны были бы сосредотачиваться усилия власти и научной интеллигенции.

 

1. Кооперация – средство защиты человеческой личности.

 

Как показывает мировой опыт, кооперация является незаменимым средством расширения демократии. Это обстоятельство немаловажно, в том числе, и для повышения экономической эффективности, особенно в таких отраслях как сельское хозяйство, строительство, распределение товаров. А это значит, что за всю историю человечества мы впервые подходим к подлинной эмансипации человека, реализуя его свободу не на словах, а на деле. Общество должно быть устроено так, чтобы результаты труда того или иного работника были принадлежностью этого работника. Этому естественному и нравственно оправданному требованию отвечает лишь кооперативное устройство всякой хозяйственной организации. А значит, эти организации должны быть независимыми от каких-либо политических структур, включая государственные структуры, и уж, тем более, от капиталистов. Кооперативы не могут быть собственностью частных лиц. Важно осознать, что ни коммунистическая, ни либерально-рыночная идеологии несовместимы с кооперацией. Кооперативные формы организации любого вида деятельности построены на внутренней взаимопомощи. И даже государственная помощь бывает нужна как временная мера, и, чаще всего, в отсталых странах.

Основная же суть кооператива в том, что он представляет собой добровольный союз свободных людей. В этом состоит социальный идеал, к которому должно быть устремлено человечество. Общество должно постепенно приближаться к кооперативной системе, охватывающей всю организационную иерархию. Необходимо стремиться к тому, чтобы кооперативная идеология обрела доминирующее значение в обществе. Капиталистические и социалистические идеалы, по сути дела, отжили свой век. Ни частная, ни государственная собственность не могут сделать человека свободным, поскольку наемный (принудительный) труд в этом случае сохраняется.

Лишь кооперация исключает власть человека над человеком, поскольку исключен принудительный труд. Член кооперации является собственником производимой продукции в пределах доли своего труда. Это возможно лишь потому, что творцом кооперации является само общество, реализуя процессы самоорганизации и самоуправления. Кооперативное законодательство, несмотря на свое государственное происхождение и закрепление, само обязано отражать особенности кооперации, не допуская чрезмерный государственный надзор и контроль над деятельностью кооператива.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью кооперативов со стороны государства не должен переходить за рамки, определяемые законодательством. Например, целесообразны периодические проверки, проводимые работниками государственной налоговой инспекции. В иных проверках должен быть заинтересован сам кооператив. А это значит, что в этом случае речь должна идти о самоконтроле, естественным образом вытекающим из самоуправления. По мере вытеснения феномена внешнего управления механизмами самоуправления должно будет происходить вытеснение внешнего контроля самоконтролем.

История свидетельствует о том, что кооперативы в различных областях хозяйственной деятельности становятся все более притягательными для квалифицированных специалистов, и не только из-за более высокой оплаты труда. Кооперативы, будучи самоуправляемыми организациями, улучшают нравственный климат в трудовых коллективах, освобождают человека от различных способов принудительной работы, делают его более инициативным и заинтересованным в своем деле. По мере разрастания кооперативных систем самоконтроль будет становиться все более масштабным. К тому же, самоконтроль кооперативов будет все более гармонично сочетаться с личностным самоконтролем. Постепенное перемещение трудовых ресурсов из государственного и частного секторов экономики в кооперативный вполне закономерно. А кооперативная идеология будет постепенно охватывать все более широкие слои населения, обретая черты общественной идеологии.

Коллективизм закономерно приходит на смену индивидуализму. Этого требует время. Современное, а, тем более, будущее общество сможет выжить только в этом случае. Коллективная собственность означает, что определенная доля полученного дохода идет на обслуживание членов кооперации. Все, что делает кооперация, делается в общих интересах. Первоначальная идея – жизнь в складчину – перерастала затем в демократическое жизнеустройство, предполагающее материальную ответственность пайщиков, общие хозяйственные цели, взаимоподдержку и взаимопомощь. Жизнеспособность кооперативного общества со временем укрепляется, масштабы кооперирования растут. А это означает, что кооперативные изменения в обществе исторически оправданы, что за ними будущее. Кооперация есть фундаментальное средство в защиту человека, интеллектуально-трудовые способности которого остаются в личной собственности. В этом состоит главное условие борьбы с эксплуатацией, единственно возможный способ нравственного совершенствования общества.

 

2. Кооперация и духовно-нравственное единение в обществе.

 

В самоорганизации и самоуправлении заключен высокий потенциал развития, способный гарантировать прогресс и устойчивость общества. В конечном счете, само государство должно будет претерпеть реорганизацию, чтобы обрести новый и почетный статус – быть на службе у народа, общества, не на словах, а на деле. Кооперация несет с собой прекращение межэтнических конфликтов, прекращение военного противостояния между различными странами, подлинное сближение Запада и Востока, мирное сотрудничество в глобальном масштабе. Человеческое единение в рамках кооперации способствует единению самих кооперативов, созданию кооперативных систем, способных разрастаться за пределы государств.

Кооперацию можно рассматривать как фундамент, на котором строится здание жизнеспособного общества. Возрастающие экономические тяготы стимулируют кооперативное движение, которое принимает в настоящее время все более широкий характер. Кооперативы нужно понимать как нечто неизбежное. Рано или поздно наступит масштабное кооперирование в усложняющемся обществе, вытеснив индивидуализм и доминирование клановых интересов, которые, как показывает опыт, порождают искусственные социальные конструкции.

По сути дела, в обществе уже давно пробивают себе дорогу процессы самоорганизации, коими, как известно, занимается наука синергетика. Вместе с тем, мы видим, что самоорганизация и самоуправление взаимно предполагают друг друга. В ходе общественного развития постепенно отмирают традиционные механизмы внешнего управления, связанные с частной и государственной собственностью. Вместо этого можно говорить о синергетических процессах в обществе, рождающих духовно-нравственную цивилизацию.

Накопленный опыт показывает, что процессы эти происходят не без трудностей. В настоящее время реорганизация предприятий в кооперативы не столь проста, и длится обычно от 0.5 до 1.5 лет. Во многих случаях в этих преобразованиях принимает участие государство, руководствуясь сиюминутными политическими соображениями. Идеологические мотивы обычно отсутствуют. В Западной Европе в производственных кооперативах работники владеют не более 1/3 акционерного капитала. Остальной капитал принадлежит лицам, не занятым непосредственно на производстве. Неудивительно поэтому, что преуспевающие кооперативы имеют тенденцию преобразоваться в частные фирмы. Превращение частных предприятий в кооперативы обуславливается обычно неблагоприятной конъюнктурой в стране, и не кажется надежным. Как показывает практика, кооперативы нередко нуждаются в привлечении высококвалифицированных кадров, особенно в управлении. Вместе с тем, необходимо заметить, что хозяйства кооперативного типа возникли уже в древней Греции и Риме в виде групп ассоциированного труда. Причем потребительские кооперативы являются более поздним изобретением, чем производственные. Трудовые ассоциации возникали обычно в условиях бедствующего населения.

Некоторые исследователи трактовали кооперативное жизнеустройство как кооперативный социализм, идея которого родилась ещё в трудах Р.Оуэна, Ш.Фурье и других, и была поддержана А.В.Чаяновым и М.И.Туган-Барановским. Идея эта рассматривалась последними как альтернатива государственному социализму, основанному на диктате государственной бюрократии. Ныне трудно представить, что кооперативы способны вытеснить огромные транснациональные корпорации. Однако надо иметь в виду не столько борьбу за покупателя, сколько борьбу за условия труда и жизни. И здесь кооперация выглядит не столь уж плохо. Передача средств производства в собственность членов трудовых коллективов без каких-либо акций способна существенно изменить всю ситуацию, бескровно уничтожив капитализм.

Есть достаточно оснований считать, что кооперативное движение с самого начала преследовало не только и не столько экономические цели, сколько задачи социального переустройства и развития на началах самоуправления и равноправия людей. Можно даже полагать, что поиск кооперативных начал и форм в жизни общества основывался на этических принципах, на чувстве любви к ближнему. Самоуправление является единственно возможным способом естественного осуществления исторического процесса, в рамках которого человек обретает свое подлинное лицо. Денежный капитал оказывается, наконец, в его подчинении. Как писал в свое время А.В.Чаянов, перенесение внимания с интересов капитала на интересы хозяйств, которые создали для себя кооперативное предприятие, и является самым важным в кооперации. Иными словами, «в кооперации капитал – слуга, а не хозяин».

Углубление связей между кооперативами разнообразного профиля и возникновение кооперативных объединений и систем подчиняет феномену кооперации также рыночную стихию. Качество продукции становится не результатом конкуренции, а итогом духовно-нравственного сотрудничества людей в обществе. В процессе реального самоуправления и самоорганизации формируется новый человек. Эти люди не продажны. Их не соблазнишь богатством. Они честны как в малых, так и в больших делах, не падают духом при неудачах, оставаясь деятельными.

Стремление сохранить кооперацию имеет место всюду, независимо от культурных особенностей народов. Тенденция к кооперации сохраняется при любых обстоятельствах. В свое время итальянский кооператор и министр финансов Л.Луццати (1841-1927) говорил: «Кооперация светит как солнце; слеп тот, кто этого не видит». Кооперация в обществе является единственным средством, призванным победить вражду, соперничество и взаимную борьбу в обществе благодаря согласованному сотрудничеству и духовно-нравственному единению. В условиях кооперативного жизнеустройства люди приобретают привычку к добросовестному труду, честным взаимоотношениям. В сущности, изменяется в лучшую сторону весь стиль жизни, что не может не привлекать население в кооперацию. В рамках кооперативного жизнеустройства не существует двух правил: одного – для личной жизни, другого – для общественных дел. Здесь невозможны люди, намерения которых не идут дальше забот о личном благе. Напротив, общественные интересы, в конечном счете, стоят выше личных, частных интересов. По мере развития кооперативных систем становится все больше людей, которые всегда держат свое слово и остаются верными своим друзьям как в радости, так и в печали.

 

3. Тенденция универсализации кооперативных принципов.

 

Ныне задача создания кооперативов приобретает важное значение практически во всех странах. Для цели создания кооперативов, особенно производственных, необходима специальная поддержка, которую обычно оказывают предназначенные для этой цели организации, способные не только консультировать, но и предоставлять финансовую помощь. Без особого труда создаются кредитные кооперативы, где могут храниться сбережения жителей отдельных районов. В Западной Европе в конце ХХ века насчитывалось более 13 тысяч кредитных кооперативов. В общем обороте кредитных ресурсов доля кооперативных банков составляла 16%. При этом банки имели в своем распоряжении достаточную информацию о возможностях кооперативов оплачивать свои долги. Кредитные кооперативы в свою очередь могут объединяться в союзы, лиги, общества, которым становятся под силу задачи развития кооперативного движения. Ещё лучше, если в это дело включается государство, поддерживающее субсидиями приобретение зданий, машин, оборудования, земельных участков и т.д.

Кооперативные ссуды и жилищно-строительные кооперативы позволяют без особого труда решать жилищные проблемы для населения. А в области снабжения населения необходимыми товарами важную роль играет сотрудничество производственных и потребительских кооперативов. Трудности становления кооперативного хозяйства возникают тогда, когда необходимые инвестиционные ресурсы перераспределяются в интересах пайщиков в качестве дивидендов. В частности, это было основной причиной спада кооперативного движения в Англии второй половины ХХ века, когда значительная убыль кооперативных магазинов была скомпенсирована частными фирмами. Более живучими оказались кооперативы в аграрном секторе. В руках этих кооперативов оказалось практически все производство молочных продуктов. Главная причина успеха заключалась в том, что кооперативы взяли на себя все задачи обслуживания фермеров не только в области сбыта продукции, но также по ремонту оборудования, зоотехническому обслуживанию, консультациям и т.д. Кооперативы оказались надежной защитой фермерских хозяйств практически по всем вопросам жизни и деятельности. Важно, чтобы деятельность кооперативов не ограничивалась только узкими производственными вопросами, а охватывала разнообразные вопросы социально-экономической жизни населения.

Правительства многих стран Латинской Америки поддерживают кооперативное движение. И эта поддержка фактически стала традиционной. В иных случаях дело доходит до военных переворотов. Так, например, в Перу военные под предводительством генерала Веласко Альварадо силой захватили власть в 1968 г., чтобы реализовать идею кооперации в качестве центральной в ходе развития страны. В 1979 году в Перу обязательство поощрять кооперативное строительство было даже закреплено в законодательном порядке на уровне Конституции. Последующие трудности возникли лишь потому, что началось противоестественное огосударствление кооперации, при котором кооператив был лишен самостоятельности. В частности, государство взяло на себя функцию определять специализацию кооперативов, назначать председателя и т.д. Позднее в новом законе о кооперации 20 мая 1981 г. в Перу были закреплены такие принципы: а) отмена любых видов государственной регламентации; б) свобода в выборе и осуществлении любого вида экономической деятельности; в) ускоренное накопление капитала в рамках кооперативного сектора. В Перу был создан Национальный институт кооперации, который взял на себя функции арбитра между кооперативами и государством на случай возможных конфликтных ситуаций. На государство официально возлагались функции всемерного развития кооперативов посредством финансовой и различных видов научно-технической помощи. Таким образом, кооперативы получили режим наибольшего благоприятствования.

Кооперативы заинтересованы в росте квалификации своих членов. Этот момент чрезвычайно важен с социальной точки зрения. Универсализация кооперативных принципов в обществе необходима и неизбежна при формировании духовно-нравственной цивилизации. В условиях кооперативной организации труда растет потенциал сотрудничества между членами кооперативов и специалистами в сфере управления. Возникает общая заинтересованность во внедрении технических новшеств, растет чувство ответственности за качество выполняемых работ. И дело тут не в погоне за прибылью, а в росте статуса человеческой личности, в гармонизации и гуманизации социальных отношений. Немаловажную роль играют также создаваемые под эгидой государства учебные и научно-исследовательские учреждения в области кооперативной экономики. В Ирландии, например, создан Ирландский центр кооперативных исследований, а также Национальная молодежная организация развития, которая разрабатывает программы вовлечения молодежи в кооперацию, подготавливает молодых людей к решению вопросов организации и управления в области кооперативной деятельности. Причем Ирландия оказалась европейским лидером по части проведения в жизнь упомянутых программ.

Кооперативная форма организации жизнедеятельности в обществе идет на смену изжившим себя социальным системам, таким, как капитализм или социализм. Последний не сумел закрепить себя даже в Советском Союзе. Концентрация власти и богатства в руках частных лиц при капитализме или государства (в условиях социализма) совершенно неприемлема для общества, если оно желает развиваться по пути духовно-нравственного совершенствования. И надобно заметить: подлинный прогресс отнюдь не сводится только к внедрению научно-технических новшеств в сферу производства и потребления. В центре внимания должен быть человек. А это значит, что должна исключаться всякая возможность сохранить в обществе принудительный (наемный) труд, делающий человека подобием рыночного товара.

Кооперативные (самоуправляемые, коллективные) предприятия представлены разнообразными формами. Пока нет полной ясности, какую организацию кооператива нужно считать идеальной. Изменчивой является также кооперативная собственность. От этого во многом зависит психологическое самочувствие работающих в кооперативах. Не удивительно, что члены кооперативов пока не воспринимают свое пребывание на предприятии как постоянное или даже длительное. А поэтому и накопление кооперативного фонда не считается сколь-нибудь важной задачей.

Кооперативы могут создаваться при государственных предприятиях. Возникают государственно-кооперативные структуры, которые позволяют производить продукцию из отходов производства, бракованных деталей, осуществлять утилизацию отходов. Благодаря кооперативной компоненте производство становится более эффективным. Государственные предприятия выполняют функции учредителя кооператива, предоставляя последнему в аренду помещения, оборудование и т.д. Возможна также передача всего этого имущества в безвозмездное пользование.

Кооперативы при госпредприятиях могут создаваться также для выращивания сельхозпродукции: помидор, огурцов, фруктов, других овощей. На кооперативы могут также возлагаться задачи создания газонов и парков на территориях, прилегающих к предприятию, либо на внутренних территориях. Если кооператив госпредприятия берет на себя частично выполнение госзаказов, то он вправе рассчитывать на гарантированное материально-техническое снабжение. Кооперативы при предприятиях могут выполнять задачи капитального строительства новых цехов и других объектов, заключая соответствующие договора подряда. Кооперативы могут брать на себя также научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, заказчиком которых выступает госпредприятие. Постепенно государственно-кооперативное предприятие может быть реорганизовано, и стать кооперативом.

 

4. Государство должно стать народным.

 

По мере развития кооперативного движения необходимо найти форму организации производства без привлечения наемного труда. Труд должен господствовать над капиталом, а не наоборот, как это имеет место на частных предприятиях. Тем не менее, желательно, чтобы отчисления из полученных доходов на прирост капитала происходили по фиксированной ставке, а не произвольно, как это нередко имеет место. Оборудование предприятия является коллективной собственностью работающих. Уходящий из кооператива, забирая свой пай, теряет право собственности на оборудование. Допустимо также, чтобы средствами производства владело государство, а члены кооператива пользовались ими на правах аренды. Естественно, однако, что кооператив остается самоуправляемым предприятием. Подобным образом земля остается в общественной (точнее, государственной) собственности при организации сельскохозяйственных кооперативов.

Чаще всего мы сталкиваемся с потребительскими, производственными, кредитными и сельскохозяйственными кооперативами. Но если принять во внимание, что переход к кооперативной форме означает всего лишь замену внешнего управления на самоуправление, то становится очевидной универсальность кооперации. Она может создаваться везде и всюду. Любой вид деятельности, в котором участвует несколько человек, может обрести кооперативную форму. Последняя исключает как частную, так и государственную собственность.

В современном мире меньше всего производственных кооперативов, поскольку государство и частные предприниматели стремятся во что бы то ни стало удержать в своих руках наиболее прибыльные области экономической деятельности. Более всего развиты потребительские общества. Практика свидетельствует о том, что в рамках потребительских кооперативов осуществляется реализация продуктов по более низким ценам и лучшего качества, чем у частных торговцев. К тому же, потребители защищены от обманов и подделки. В потребительских обществах мы наблюдаем взаимопомощь и солидарность, прогрессивность и демократичность, что дает повод говорить об этих обществах как аналогах большой семьи. В современных условиях потребительская кооперация являет собой, пожалуй, единственную силу, способную сохранить сельский образ жизни.

Нынешнее развитие кооперативных систем в условиях капиталистических стран призвано не просто прикрывать «дыры» в экономике, но постепенно менять весь облик хозяйства в обществе и тип самого общества. Со временем частные предприятия просто исчезнут. Вместе с ними исчезнут и профсоюзные организации. В народных предприятиях они станут ненужными. В нынешних условиях производственные кооперативы обычно сталкиваются с проблемами финансирования, маркетинга и управления. Общество, особенно в лице государства и банков, обязано оказывать необходимую поддержку кооперативам. Такая поддержка особенно нужна в условиях конкуренции с частными предприятиями.

Рост кооперативных хозяйств наблюдается во всех странах Западной Европы, которые мы относим к числу развитых. Возникающие кооперативы обычно являются узкоспециализированными, но затем объединяются в кооперативные комплексы с соответствующей инфраструктурой (свои банки, образовательные и научные учреждения, издательства и т.д.). При этом усиливаются процессы интеграции кооперативов с образованием иерархических систем, в которые входят кооперативы различного профиля, а также органы более высокого иерархического уровня (центры, союзы и т.д.). В частности, союзы нередко порождают региональные центры.

Постоянно растет численность работающих в кооперативах. В сущности, мы наблюдаем формирование новой модели жизнеустройства, охватывающей все сферы хозяйственной и культурной деятельности в обществе. И хотя кооперативы в силу ряда обстоятельств вынуждены порой использовать не только труд своих членов, но и труд наемных работников, торговать акциями и т.д., будущее общество отбросит все эти негативные черты капитализма. Возникающие иерархические кооперативные системы способны, в конечном счете, вытеснить капиталистические компании и фирмы. Кооперативное движение можно понимать как общественное развитие, направленное не только и не столько на материальные цели, сколько на совершенствование духовно-нравственных отношений в обществе.

Для создания кооператива нужна не только финансовая поддержка, но, главным образом, личный интерес людей к развитию коллективизма и взаимопомощи, преодоление «фанатизма собственника». Замещение управления самоуправлением – это, собственно, все, что нужно для перехода от частного или государственного предприятия к кооперативному. К концу ХХ-го века кооперативы были созданы в подавляющем большинстве стран мира. Развитие кооперативного движения остановить невозможно. Можно даже утверждать, что в этом, собственно, и состоит развитие общества, при котором происходит постоянное преодоление диктата и насилия над личностью.

Именно самоуправление делает возможным процессы самоорганизации, характерные для эволюционных процессов. Изобретение капиталистической, а затем социалистической формаций на практике явилось подавлением и вытеснением естественного хода истории, что стало причиной нарастающего кризиса и катастрофических проявлений в обществе, дало повод говорить о наступающем «конце света». Между тем, достижения кооперативного движения весьма впечатляющи благодаря высокому качеству производимой продукции, честной и ответственной системе управления, высокой репутации финансовой деятельности.

Отношения между людьми в рамках хозяйственной деятельности и их отношения в обществе не могут и не должны иметь принципиальной разницы. Общество по самому своему смыслу несет в себе дух коллективизма. А значит, и в системах хозяйственной деятельности должен господствовать принцип коллективизма. Кооперативное движение, осуществляемое практически во всех странах, захватывающее постепенно не только сферу потребления, но и сферу производства товаров и услуг, фактически движет общество к новой форме жизнеустройства. В этой связи иногда используют термин «кооперативизм». При этом возникает множество способов сращивания, объединения не только потребительских и производственных кооперативов, но также финансовых, образовательных, культурных и управленческих кооперативных учреждений. Кооперативные начала и принципы способны пронизывать даже такие структуры, которые мы сегодня называем министерствами и ведомствами. Иными словами механизмы самоуправления сами должны будут выстроиться по иерархическому принципу до самого верха общества. Государство в его нынешнем виде должно будет исчезнуть, став, по самой своей сути, народным.

 

5. Рост кооперативного движения.

 

По мере разрастания кооперативных систем и обеспечения этими системами разнообразных общественных потребностей будет снижаться также потребность в централизованном сборе налогов. Расширение сети кредитных кооперативов позволит снизить масштабы государственной поддержки. Самоуправление, в конечном счете, предполагает и самофинансирование. Кооперирование хозяйства означает постепенный перевод частных и государственных предприятий на кооперативные принципы. Соответственно будут снижаться размеры наемного труда в обществе. Расширение кооперативных форм жизнеустройства означает развитие самого общества в силу гармонизации межчеловеческих отношений.

Кооперативные предприятия готовы использовать труд инвалидов, пожилых людей. Более того, на таких предприятиях государство снижает налоговые нагрузки. В экономике, использующей наемный труд, людей приходится отправлять на пенсию. Пожилые работники в такой экономике выглядят нецелесообразными и не нужными. Назначение пенсии часто выглядит как способ избавляться от людей пожилого возраста. Кооперативная экономика предполагает более образованные трудовые кадры, поскольку хозяйственная деятельность в этом случае держится на самоорганизации и самоуправлении. Соответствующее образование должно охватывать не только вузы, но и средние учебные заведения. Особенности экономики становится необходимым знать всем, как грамматику или таблицу умножения. Всеобщая экономическая грамотность становится естественной компонентой культуры в условиях кооперативного жизнеустройства.

Если в рамках прежних экономических моделей кооперативная собственность воспринималась как вынужденная мера, то в настоящее время пора осознать, что эта мера столь же естественна, как сам труд в обществе. Во многих странах возникает тенденция переходить от государственных и частных предприятий к кооперативным предприятиям. Особенно это касается наиболее мобильного и предприимчивого населения. Опыт говорит о том, что в условиях самоуправления труд становится не только более привлекательным, но и более целесообразным как источник заработка. Социальная значимость кооперативной экономики становится все более очевидной.

В рамках кооперативной экономики исчезает необходимость в государственном регулировании цен. Причем это вовсе не означает, что будет возрастать роль рынка. Рынок – результат стихийной частнособственнической экономики, в рамках которой цены стремятся достичь максимально большего значения. Кооперативная экономика не стремится к максимизации цен, поскольку имеет место интеграция экономических и социальных систем, экономических и социальных отношений. Кооперативная экономика по самому своему существу не может называться рыночной. Кооперативные предприятия функционируют в условиях взаимной поддержки, даже если они относятся к производителям однопрофильной продукции. Конкуренция заменяется сотрудничеством.

Надо признать, что процесс разрастания общественной (кооперативной) экономики происходит не без трудностей. Как показывает практика, необходимость привлечения капиталов из внешних источников может вынудить кооперативы нарушать демократические принципы управления. Расширение прав управления для тех лиц, кто способен вносить более крупный пай, дает повод говорить о приближении кооператива к капиталистической фирме. Подобные процессы обычно затухают при объединении кооперативов в союзы, федерации, конфедерации. В рамках таких объединений легче решаются проблемы выживания кооперативов. Более того, у кооперативов появляется возможность поддерживать научно-исследовательские работы, проводить в жизнь научно-технические программы. Таким образом, процессы формирования и укрупнения кооперативных систем способны стимулировать научно-технический прогресс в обществе. К примеру, в современной Франции Всеобщая конфедерация производственных кооперативов рабочих имеет возможности стимулировать создание кооперативов, которые занимаются разработкой новых видов передовой техники. К тому же, возникающая в обществе кооперативная экономика, исключающая принудительный (наемный) труд, становится более экологичной, более способной решать проблемы международного сотрудничества в области глобальных экологических проблем. Сегодня мы можем говорить об интернационализации деятельности кооперативов. Об этом свидетельствует, например, факт существования Европейского центра производственных кооперативов, который пользуется поддержкой административных органов Европейского Сообщества (ЕС) в вопросах развития научно-технического прогресса. Нет оснований сомневаться в том, что рост кооперативного движения приведет к созданию наднациональных кооперативных систем.

Пожалуй, наиболее высокой жизнеспособностью отличались кооперативы Швеции, в которой кооперативное движение интенсивно развивалось примерно со средины Х1Х века. Ныне примерно 50% трудоспособного населения страны охвачено членством в различного рода кооперативах. Особенно развитыми формами кооперативной деятельности являются потребительские и сельскохозяйственные кооперации. В стране действует Кооперативный союз, объединяющий более 135 потребительских обществ. В рамках этих обществ товарооборот розничной торговли составляет около 20% общего объема. Кооперативные объединения действуют в самых различных областях. Например, существует национальное объединение кооперативных детских садов, а также объединения по организации научно-исследовательской, издательской деятельности, туризму, страхованию и т.д. Членами кооперативов являются практически все фермерские хозяйства. В рамках этих кооперативов сосредоточены не только сельскохозяйственные работы, но и кредитование, производственное снабжение, разнообразные виды обслуживания индивидуальных товаропроизводителей. В конце ХХ века фермерские кооперативы обеспечивали около 90% сбыта товарной продукции аграрного сектора, активно сотрудничали с другими отраслевыми союзами.

Для совершенствования системы управления кооперативами в Швеции была разработана специальная программа «Система кооперативного развития» ( 1987 г.), рассчитанная на пять лет. Причем финансирование этой программы было поделено между кооперативами (50%) и государством (50%). Ответственность за реализацию программы была возложена на Шведский кооперативный институт. Предоставление информационных и финансовых услуг осуществлял Фермерский кооперативный банк. Было создано 12 региональных центров кооперативного развития. В работе этих центров принимают участие не только местные кооперативные ассоциации, но и муниципалитеты.

Важно отметить, что основными причинами развития кооперативного движения в Швеции являются не только и не столько экономические соображения, сколько цели социально-политического характера. В обществе имеет место общая заинтересованность в переходе к новому социально-экономическому устройству, обладающему огромными демократическими и нравственными преимуществами по сравнению с традиционной капиталистической системой. Конец ХХ-го века ознаменовался в Швеции так называемыми «кооперативами третьей волны». Пока что они соседствуют с частными и государственными предприятиями, но их развитие динамично и устойчиво. Очевидно, что Швеция выстраивает новую модель жизнеустройства, охватывающую все стороны жизни и всецело отвечающей естественно-историческим процессам.

 

6. Кооперация как фактор гражданственности.

 

В отличие от социально-экономических систем, основанных на наемной форме труда, кооперативные хозяйства в своей деятельности подчинены этическим идеям и принципам. Без этого отличия кооперативное движение не имеет сколь-нибудь удовлетворительного оправдания для своего существования. Так говорил В.П.Воткинс (известный английский кооператор) на ХХУП-ом Конгрессе Международного кооперативного альянса (МКА). Благодаря своим нравственным основаниям кооперация становится фактором гармонизации отношений между обществом и природой, причиной подлинного социального прогресса, в отличие, например, от модели капитализма, в рамках которого происходит всего лишь наращивание научно-технического потенциала, губительного, в конечном счете, для природы и общества. Любые социально-экономические системы, если они не подчинены этическим идеалам и принципам, ведут общество к катастрофическим ситуациям.

Необходимо осознать, что принудительный (наемный) труд делает невозможным нравственное общество, а, значит, и социальный прогресс. Усложнение общества за счет научно-технических новшеств придает фиктивный характер социальному прогрессу. Даже если техносфера разбухает за счет различного рода архитектурно-эстетических сооружений (зданий, дорог, мостов, транспортных средств и т.д.) она остается всего лишь источником роста экологической и социальной напряженности. И лишь в рамках кооперативного общественного строя наука и техника обретают свой подлинный смысл и значимость для человека.

В процессе своего становления и развития кооперативы чаще всего сталкиваются с трудностями управления и недостатком денежных средств. Довольно сложными бывают также отношения с государством и политическими партиями. Тем не менее, рост масштабов кооперативного движения налицо. Важно, чтобы члены-пайщики воспринимали кооператив как свое детище. Необходимо найти способы преодоления такой известной болезни, как «апатия членов», особенно при формировании кооперативных систем, когда происходит отделение членов кооперативов от руководящих центров. Преимущества кооперативной экономики ещё далеко не все понимают, особенно молодые. Члены кооператива должны ощущать свои преимущества и благополучие во всем, особенно в отношениях друг с другом.

Положение наемного работника и положение сособственника кооперативного имущества существенно различны, и важно, чтобы это обстоятельство достаточно глубоко проникало в человеческое сознание. Кооператизация общества означает формирование новой человеческой личности, которая обретает подлинную свободу в сфере трудовой деятельности и может беспрепятственно раскрывать и развивать свои способности, не боясь быть выброшенной на улицу. Пока что кооперативы вынуждены приспосабливаться к обществу и законам, дозволяющим главенствовать бизнесменам и частным собственникам. Необходимо найти способы устранить нетрудовое обогащение.

Теоретическое осмысление феномена кооперации явно отстает от практики, что вполне естественно и нормально. Хуже, когда конструирование социальных моделей опережает эволюционные процессы в обществе. Слишком большой становится вероятность ошибки. С кооперацией связаны не только хозяйственные, но и духовно-просветительные цели, повышение уровня жизненной культуры. При этом может измениться весь облик как городской, так и, особенно, деревенской жизни. Устремленность в кооперативы целесообразна для всех, независимо от уровня доходов. Например, она не угрожает индивидуальным (семейным) хозяйствам на селе, которые могут включаться в кооперативные системы с выгодой для себя. Кооперация не терпит лишь бездельников. Индивидуальные хозяйства благодаря кооперации становятся общественно урегулированными. Все те, кто хотел бы оставаться владельцем собственности, не прилагая трудовых усилий, остаются за рамками кооперации. Можно сказать, кооперация безразлична к собственности, но не безразлична к трудовым способностям людей. Член кооперации становится совладельцем имущества кооперации. Что касается природных ресурсов, например, лесов, земель, водных ресурсов, то они могут рассматриваться как общенародная собственность, которой должны распоряжаться кооперативные союзы, федерации, центры. В конечном счете, кооперация заглушает индивидуалистические наклонности и эгоистические чувства, усиливая гражданские характеристики человека.

 

7. Вхождение в новое общественное устройство.

 

Огромное количество видов деятельности в обществе требует коллективных усилий, осуществляемых в рамках некоторой организации. Если эти усилия осуществляются в принудительном порядке, то мы имеем дело с так называемым наемным трудом. При этом общество превращается в подобие «трудовой колонии». Таковой является всякое общество, допускающее в качестве господствующего фактора частную или государственную собственность, благодаря которым труд обретает принудительный характер. Как показывает опыт, такое общество со временем становится все менее благополучным. Дело доходит до духовно-нравственной деградации и углубления экологического кризиса. Общество приходит в состояние противоречия с природой. Сама природа как бы дает нам понять, что коллективные усилия в обществе требуют и коллективных форм собственности. При этом государственная собственность должна трансформироваться в общую, а частная – в долевую. И тогда вместо пресловутой конвергенции социализма и капитализма мы приходим к обществу с общей долевой (кооперативной) собственностью. Универсализм кооперативной собственности и кооперативных форм деятельности мы могли бы воспринимать в качестве идеала, к которому устремлено общественное развитие. Самоуправление и самоорганизация благодаря кооперации должны стать всеохватывающими формами жизнеустройства.

Расширение сферы процессов самоорганизации и самоуправления в обществе исключает насильственные действия, формируют кооперативный строй без какой-либо потребности в революции. Общественные изменения в этом случае носят эволюционный характер. Универсализация кооперативных форм собственности в рамках самоуправления исключает эксплуатацию человека человеком по самой своей сути, устраняет паразитизм аморальных личностей во всех сферах хозяйства и управления. Расширение сферы кооперативных хозяйств в современной Европе не припирает к стенке капиталистов, но просто снижает число людей, стремящихся к частной собственности и обогащению. Установление кооперативного строя есть процесс сугубо мирного порядка, включающего в себя духовно-нравственное усовершенствование межчеловеческих отношений. Представители кооперативизма рассматривали кооперативную республику в качестве высшего этапа политической организации общества, в котором законодательные и исполнительные органы формируются из выборных представителей кооперативов и их союзов.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что кооперация есть нечто большее, чем экономика с её организационными структурами. Кооперативные принципы организации хозяйства вытекают из принципов коллективизма, которые задаются самой природой, сотворившей человеческое общество. Выходит, что сама природа как бы настаивает на кооперации. Важно заметить, что кооперация не ограничивается лишь экономикой, а представляет собой форму общественной жизни. Не удивительно, что конкретные кооперативы представляют собой не только хозяйственное предприятие, но одновременно и общественную структурную единицу. Не удивительно и то, что разнообразие различных кооперативных образований поражает воображение. Все это говорит о том, что кооперация выходит за пределы экономики. Можно сказать, что кооперация имеет двойственную природу, включая в себя экономическую и социальную сущность. В рамках кооперации свет не сходится клином на материальном успехе, как это имеет место в рамках частного предприятия. Особую значимость приобретают здесь человеческие ценности и принципы этики. При расширении масштабов кооперативного движения мы входим в новое общественное устройство, выбрасывающее на свалку истории такие искусственные конструкции, как капитализм, социализм и прочие «измы». Кооперация отражает в себе саму суть такого природного явления как общество.

 

8. Кооперативы как инструмент самоуправления.

 

В ряде случаев российским законодательством (и не только российским) предусмотрено ограничение функций кооперативов. В частности, они не вправе брать на себя функции органов государственного управления, в том числе, правосудия, надзора и контроля. Однако стоит отметить, что серьезных обоснований эти ограничения не имеют. Например, если считается возможным суд присяжных, то почему недопустимым считается судопроизводство, осуществляемое в рамках должным образом подготовленного кооператива. Причем на первых порах можно было бы создавать государственно-кооперативные организации.

Искусственные законодательные ограничения видов кооперативной деятельности в нынешней России тоже ничем не оправданы. Самоуправление ничем не хуже управления, осуществляемого отдельными лицами, если учесть, что действия этих лиц и кооперативов обязаны подчиняться принятым общим законам. Например, совершенно непонятно, почему кооперативам не дозволяется организация общественных школ или издательская деятельность, изготовление и реализация лекарственных трав, производство военной техники, изготовление печатей и штампов, производство видеопродукции и ряд других видов деятельности. Ведь кооперативы в любой своей деятельности обязаны, подобно государственным предприятиям, соблюдать определенные законы и предписания, как и любые другие организации и лица. В настоящее время даже частные предприятия не испытывают вышеперечисленных ограничений. Ответственность частного собственника и ответственность кооператива перед законом, казалось бы, должны быть одинаковы. Тогда в чем же дело? Не пора ли задуматься над этим вопросом?

Немаловажный момент заключается в том, что самоуправление требует от членов кооператива повышения общеобразовательного и профессионального уровня. От этого в существенной степени зависит прочность и устойчивость кооперативного хозяйства. Как показывает опыт, кооперативы способны разрастаться до уровня систем, способных издавать собственные газеты и журналы, проводить концерты и праздники, организовать медицинское обслуживание и т.д. Формирование кооперативных систем происходит даже на уровне потребительских кооперативов. Таков, например, потребительский кооператив «Эроски» (Испания), располагающий 170-ю магазинами (данные 1985 года).

Случается, что рядом существующие кооперативы не находят общего языка и не стремятся к сближению, а, тем более, к слиянию в кооперативную систему. Происходит так, видимо, тогда, когда на кооперативы смотрят, как на временный способ уйти от безработицы, не более того. Фундаментальность и значимость кооперативного движения должным образом не осознается. А это значит, что возможности кооперативных форм жизнеустройства не используются. Общество нуждается в расширении и углублении образовательных процессов в сфере кооперации. К сожалению, подобных вещей пока не происходит. О кооперативах слишком мало говорят и пишут. Не удивительно, что во многих частях мира кооперативы страдают от прекращения различных видов государственной поддержки.

Неспособность к организации самоуправления в силу недостаточных знаний является, пожалуй, основным тормозом кооперативного движения. Соединение просвещения и кооперации дает все, что нужно народу, чтобы быть движущей силой социального развития. По сути дела, в этом же состоит секрет культурного развития общества. Одни лишь образование и наука явно недостаточны для того, чтобы сделать возможным подлинный прогресс в обществе. Примером может служить современная Россия и даже так называемые развитые страны в условиях господства капиталистических форм хозяйства. Профессионализм и просветительство вне кооперативного движения, раскрепощающего человеческую личность в духовно-нравственном плане, не способны обеспечить прогресс.

Не менее важно, чтобы помощь в становлении и развитии кооперативов исходила из международных кооперативных организаций типа Международного кооперативного альянса (МКА). Данные организации обязаны распространять накопленный опыт финансирования кооперативов с учетом национально-исторических особенностей конкретных государств и стран. Организация хозяйственных систем на кооперативных принципах особенно важна в развивающихся странах, что позволяет им избавиться от чрезмерной зависимости и экономической эксплуатации со стороны высокоразвитых капиталистических стран. Необходимо также понять, что ставшие ныне особенно актуальными экологические проблемы также могут эффективно решаться исключительно лишь в рамках кооперативного общества будущего. Вопрос этот требует отдельного изучения.

 

9. Кооперативизм как цивилизационный феномен.

 

Социально-преобразующие возможности кооперации кажутся ограниченными лишь постольку, поскольку на пути кооперации стоят государственная и частная собственность. Более того, эти виды собственности закреплены в законодательном порядке, имеют идеологическую и политическую поддержку. Кооперация выживает в неблагополучной социальной среде, и уже это свидетельствует о её недюжинных возможностях. Законы должны всяческими способами поощрять превращение частных предприятий в кооперативные уже по причинам нравственного порядка.

Более того, если мы желаем поместить человеческое достоинство в центр внимания, то и государственные предприятия целесообразно преобразовывать в кооперативные. Внешнее управление должно везде и всюду трансформироваться в самоуправление. Последнее не мешает построению иерархических структур самоуправляемых организаций. Коллективное управление способно разрастаться в иерархическую систему, обеспечивая гармонию общественных отношений в локальном и глобальном масштабах. Именно кооперативные отношения в обществе способны восстановить этические ценности. Другого способа просто нет. Формирование различного рода партий в обществе тоже делается излишним. И даже религии, существующие благодаря значимости моральных принципов в обществе, теряют свою традиционную миссию в обществе, поскольку нравственность становится присущей самой жизни и не нуждается в других способах закрепления.

В рамках современной информационной цивилизации появляется возможность усиления кооперативного движения во всем мире. Если в капиталистическом обществе, как показывает практика, расширение информационных связей приводит к усилению негативных аспектов в системе общественных отношений, то в кооперативном обществе эти связи, напротив, расширяют масштабы взаимопомощи и взаимоподдержки, делают мировое сообщество более нравственным, исключая войны и межнациональные конфликты. Экономическое единение различных стран уже не будет покушаться на культурную самобытность и независимость этих стран.

Вместе с тем, на международном уровне станет возможным отбор наиболее нужных и важных решений в области кооперации. Возможность обобщения опыта кооперативного движения на уровне таких организаций как Международный кооперативный альянс, несомненно, будет ускорять кооператизацию общества в различных странах мира, делая невозможными социальные и экологические кризисы. Именно кооператизация общества позволяет выработать ценностные ориентиры, позволяющие реализовать не на словах, а на деле модель гражданского общества. Формирование кооперативных систем не только уничтожает бедность и безработицу, но способствует общему поднятию качества и уровня жизни. Прекратятся разнообразные суждения по поводу приближающегося конца света.

Кооперация – отнюдь не является продуктом какой-либо национальной культуры, а продукт истории всех народов, и не только живущих в России, но и во всем мире. Подчеркнем: кооперация это не просто некая модель экономики, а модель жизнеустройства. Сам факт, что кооперативы тяготеют к сближению и объединению друг с другом, свидетельствует об их социальной, цивилизационной сущности. Наступила пора понять, что без процессов кооперирования хозяйственная жизнь общества становится невозможной.

Расширение диапазона принципов кооперации представляется исключительно важным делом хотя бы уже потому, что при этом становится возможным формирование общества социальной справедливости. К сожалению, нынешнее поколение имеет весьма слабые представления о кооперации. Подобная вещь в корне недопустима. Фундаментальность кооперативного устройства хозяйственных систем и общества в целом должна быть отражена на уровне учебных пособий. Кооперативизм как цивилизационный феномен должен быть отражен на уровне всех учебных заведений, а ещё раньше – на уровне научно-исследовательских работ.

Вид частно-долевой собственности, присущий кооперативам, отнюдь не зачеркивает организационного многообразия кооперативов. Формирование общественного устройства на основе универсализации частно-долевой коллективной собственности не только не оказывает губительного действия на это устройство, но гарантирует прогрессивный характер социального развития в условиях самоуправления и самоорганизации, когда структурно-функциональное многообразие получает подлинную свободу. При этом свободной становится и сама человеческая личность, поскольку интеллектуально-трудовые способности человека делаются его неотъемлемой принадлежностью. Будущее общество должно будет целиком пронизано самоорганизующимися и самоуправляемыми системами, заполняющими собой все иерархические уровни. Сама же кооперация в её традиционном виде является всего лишь клеточкой будущего общественного устройства.

 

10. Некоторые итоговые замечания.

 

Русская цивилизация всегда внушала опасения у стран Запада, двинувшихся в сторону капиталистического жизнеустройства и не желающих соседствовать с Россией из-за её традиционных коллективистских устремлений. В этой связи стоит упомянуть о публикациях В.Н.Гетманова, изучавшего тайны «Большого террора» в нашей стране. В сущности, такого рода террор представляет собой идущую сверху попытку переломить особенности русской цивилизации, сложившейся естественно-историческим путем. Речь в данном случае идет не только об особенностях русской культуры и русских традиций в различных областях деятельности, но также о сформировавшихся духовно-нравственных установках, лежащих в основе всего русского общества с его хозяйственной и культурной жизнью. Дело в том, что именно эти установки теснейшим образом срастаются с естественно-историческим жизнеустройством, порождая в итоге то, что мы называем термином «цивилизация». Большой террор, о котором пишет В.Н.Гетманов, мог быть возможен лишь при попытке подавления русской цивилизации. В любых других случаях было бы достаточно борьбы с противоправными действиями отдельных лиц. Этих лиц никогда не может быть много, если государство нацелено на борьбу за сохранение естественного хода истории, а не на формирование иных формаций, которые можно было бы именовать искусственными. К сожалению, в России именно это и происходило после октябрьской революции 1917 года. Происходит и теперь. Навязанная обществу в 90-х годах ХХ-го века перестройка в основной своей сущности ничего особо не изменила, занявшись переделкой модели госкапитализма на частнокапиталистическую модель. Повторения «Большого террора» в этом случае, как известно, не потребовалось в силу произошедших в обществе идеологических трансформаций.

Теперь мы имеем дело с противостоянием государственной политики цивилизационным основам русского общества в условиях, когда эти основы уже значительно поколеблены. Нельзя исключать того, что русская цивилизация прекратит свое существование без каких-либо масштабных террористических актов. Подобных «тихих» катастроф в мировой истории было немало. И все же, следует иметь в виду, что мы являемся свидетелями борьбы между искусственными и естественными моделями жизнеустройства. А это значит, что «борцы» с традициями русской культуры неизбежно столкнутся с духовно-нравственными ценностями, которые важны для всего человечества, будучи связанными с такими чертами социальных систем как коллективизм, взаимопомощь и взаимоподдержка, справедливость и ответственность, честность и порядочность. Исчезновение этих вещей означало бы гибель всего и вся, включая все проживающие на Земле народы.

С вышеупомянутыми ценностями теснейшим образом связана так называемая кооперативная цивилизация, упрямо произрастающая во всех концах света, в самых различных странах мира. Исторический опыт конца Х1Х-го начала ХХ-го веков свидетельствует о том, что Россия в силу своих региональных природно-климатических, а, следовательно, естественно-исторических особенностей, более активно, чем население иных стран мира, расширяла у себя круг кооперативных систем. Проще говоря, русские нуждаются в кооперативном жизнеустройстве, пожалуй, больше, чем другие народы. Простые пожелания сохранять и поддерживать русское искусство с его особенностями художественного, танцевального и вокального творчества далеко не достаточны. Важна перестройка всего стиля жизни в духе кооперативных принципов и образований, чего бы они не касались. Попутно заметим, что лишь в рамках этих образований возможно реально удержать единство науки и искусства, о котором традиционно печется Петровская Академия наук и искусств (ПАНИ). Сегодня этого единства мы пока не имеем, поскольку официальная наука, находясь за пределами кооперативной идеологии и выполняя всего лишь служебные функции, вынуждена поддерживать всякое правительство, даже если оно упорно цепляется за искусственные модели жизнеустройства. ПАНИ готова бороться с недостатками нынешнего российского общества, но пока что не располагает ничем, кроме желания говорить о наших текущих недостатках. Между тем, весь смысл существования ПАНИ заключается именно в том, чтобы проникнуть в суть жизненных процессов в обществе, указав конкретные пути его переустройства.

Новосибирское отделение ПАНИ могло бы дать хороший пример в области формирования кооперативной системы, сделавшись не просто популярной общественно значимой организацией, а крайне полезным и нужным для общества научно-организационным центром, создающим эффективные модели новых форм жизнеустройства, демонстрируя их на собственном примере. Начать свою новую жизнь НО ПАНИ могло бы с создания для членов ПАНИ кооперативного банка за счет личных средств членов ПАНИ. Этот банк мог бы кредитовать научно-технические и хозяйственные разработки, творческую деятельность в области искусства, издательское дело и прочие полезные вещи для решения актуальных задач развития России. При этом члены ПАНИ могли бы функционировать в рамках научно-исследовательских лабораторий (впоследствии институтов ПАНИ), нацеленных на перспективные и важные для страны разработки. Под крышей НО ПАНИ могли бы также возникнуть учебные организации и их комплексы. В целом НО ПАНИ получило бы возможность на собственном примере продемонстрировать основные направления создания и совершенствования кооперативных форм жизнеустройства при полном исключении такой вещи как наемный труд. Я уверен, что НО ПАНИ могло бы стать особенно притягательным центром для болеющих за судьбу своей страны научно-исследовательских кадров, специалистов в области кооперативных разработок, а также наиболее талантливой молодежи. Мы обязаны на примере НО ПАНИ показать, как должны быть устроены самоуправляемые кооперативные организации и системы организаций.

 

Шмелев Н.П. Здравый смысл и будущее России: да или нет? //Современная Европа. 2013, №1, с.8.

Шмелев Н.П. Указ. соч., с.10.

Брэдли К., Гелб А. Объединение рабочих с капитализмом – новые производственные отношения. //Кооперативы в Западной Европе. (Реферативный сборник). – М., 1989, с.51.

Вахитов К.И. Кооперация. Теория, история, практика. Избранные изречения, факты, материалы, комментарии. Цит. С.Хегсбро (1855-1915) – деятель кооперативного движения Дании. – М., 2007, с.49.

Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. – Барнаул, 1989, с.12.

Луццати Л. Избранные речи по кооперации и экономике. – М., 1915, с.98.

Из английских альманахов. //Кооперативная хрестоматия: Сборник статей и речей о кооперации.

– М., 1919, с.214.

Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг. Справочное пособие.

(под ред. д.э.н. П.В.Савченко). – М., 1991, с.246.

Жанте Т. Модернизация Франции за счет развития общественной экономики. //Кооперативы в Западной Европе. (Реферативный сборник). – М., 1989, с.146.

Медведьева М.Б. Кооперативное движение в Швеции. //Кооперативы в Западной Европе. (Реферативный сборник). – М., 1989, с.107.

ХХУП-ой Конгресс МКА: Повестка дня и доклады. – М., 1980, с.225.

Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. (Учебное пособие). – М.,1999, с.117.

См., например, данный выпуск «Вестника НО ПАНИ» (статья В.Н.Гетманова).