Логотип


Беседа с руководителем Обнинской городской казачьей общины <<Спас>> ...

 

- Игорь Константинович, рад вновь оказаться в вашем духовном и
практическом центре воспитания, что называется: <<Здесь русский дух,
здесь Русью пахнет>>. В предыдущих беседах мы говорили об опыте <<Спаса>>
в организации русских общин, о воспитании молодежи, реабилитации и
социализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в
частности, наркозависимых.
В прошлый раз вы подарили мне свою книгу <<Ратоборцы>>, в которую как
приложение вошло и наше первое с вами интервью. В большей степени меня
привлекли главы, в которых рассказывается о вашей уникальной игровой
коллективной методике ратоборства <<Котел>>.
- Вот уже более 15 лет мы занимаемся практическим применением русской
воинской традиции служения Отечеству, стремимся придать этой практике
системный характер. В результате мы разработали коллективную игровую
методику <<Котел>>, которую опробовали в нашем центре, что называется, в
тестовом режиме. Она оказалась весьма действенной и в воспитании
детей, и в сплочении общинников, и в реабилитации молодых людей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- А почему вы назвали методику <<Котел>>?
- Это образ нашего единства. Мы <<варим>> одну кашу для всех, этой
методикой мы все объединены и желаем максимально расширить наш круг.
Но чтобы овладеть методикой, нужно сначала осознать русскую традицию,
приобщиться к православию, настроиться на творческий лад.
- Да, традиции и вере в вашей книге уделено первостепенное значение.
Об этом вы рассуждаете применительно к педагогике вообще и к методике
<<Котел>>, в частности. Мне запомнился пример из книги, где повествуется
о репрессированных казаках, идущих на войну...
- Об этом мне рассказал пожилой донской казак, гостивший у нас. Он был
свидетелем того, как выступали в поход репрессированные ранее казаки
из одной высланной станицы. Их наконец-то допустили до призыва, и они
с песнями и громким гиканьем конным строем выдвигались за околицу.
Очевидец удивленно спросил у провожающего их деда: <<Чему это они так
радуются, на войну ведь идут, могут погибнуть?>>. Старый казак ответил:
<<Так ведь умирать же едут за Русь Святую, сынок!..>> О дальнейшей
судьбе тех казаков рассказчик ничего не знал.
Такое отношение к собственной смерти возможно лишь тогда, когда
живешь, питаясь духом веры. Этим я не хочу сказать, что мы заставляем
думать наших воспитанников о смерти. Нет, наоборот: мы стараемся
заставить думать их о жизни.
Мы превращаем меч из орудия возмездия - в орудие спасения.
Мы убеждены, что применительно к воинской традиции, религиозная
подготовка должна быть основополагающей. <<Казачья доля - Божья воля!>>.
Русская воинская традиция подразумевает думать, в первую очередь, о
<<други своя>> и об Отечестве. Православному воину в бою сам Бог
помогает, а если уж ему суждено умереть, то Господь и в этом случае
его не оставит. Душа православного, отдавшего самое дорогое, что у
него есть, без мытарств направляется сразу в рай.
- В предыдущих беседах мы уже говорили о том, что Ваш центр, несмотря
на обращения в соответствующие инстанции, не имеет ни региональной, ни
федеральной государственной поддержки.
Но Интернет пестрит примерами того, как в национальных республиках
центры по военному обучению детей функционируют под патронажем
республиканских властей. В частности, детское военное училище
организовано Рамзаном Кадыровым в селении Центорой Курчалоевского
района Чечни. Кадры рекламного ролика повествуют о серьезных занятиях
малолетних воспитанников по единоборствам, стрелковой подготовке,
экстремальному вождению автомобилей и т.д. Дикторский комментарий
видеоролика: <<Может показаться, что здесь проходят обучение не юноши,
но оттачивает мастерство ведения стрельбы какая-то элитная группа
спецназа>>. Учебный центр имени первого президента Чечни называется
<<Молодая крепость>>. Центр состоит из 100 воспитанников 10-18 лет и
является пока экспериментальным, то есть планируется распространение
опыта по всей республике. Диктор поясняет, что воспитание проводится в
чеченских традициях, в духе ислама, воспитанники должны быть
<<патриотами своей республики>>. Ролик рассказывает также о том, что в
это детское военное училище приезжают представители центральных
правоохранительных органов, внимательно наблюдают за показательными
выступлениями воспитанников, хвалят.
- Я телевизор - и то редко смотрю, ролики в Интернете - тем более. Но
о подобных центрах слышал. Что могу сказать - молодцы. Сумели каким-то
образом убедить федеральные власти в том, что у них в республике такие
центры нужны. Только почему государство не организовывает аналогичные
центры в исконно русских селениях? Непонятно. И не только не
организовывает, а не поддерживает, например, наш центр, организованный
исключительно усилиями общинников. И происходит это на фоне
расформирования в стране суворовских и нахимовских училищ.
В частности, наша община не может убедить представителей власти, что
воспитание русских мальчишек в русских традициях - в интересах
государства.
- Ваш общественный потенциал, к сожалению, не может сравниться с
административным потенциалом Рамзана Кадырова.
- Честно признаюсь: мне иногда становится неудобно, что я вынужден
объяснять <<государевым людям>>, то есть чиновникам, прописные истины.
Русский народ как стержневой в России требует первостепенного внимания
государства, в том числе и в первую очередь, в вопросах воспитания
детей в русских традициях. Это в интересах государства!
Русские мальчишки, в среднем, существенно отстают от кавказских
подростков в том, что касается физических навыков и становления
истинно мужских качеств. Эта проблема уже приобрела государственный
масштаб. Современному русскому мальчишке не хватает мужского окружения
- доброго и строгого. Это касается почти всех категорий детей, но,
прежде всего, - детей из неполных семей или тех, где присутствует
негативный <<мужской>> пример. Любящие мамы и некоторые папы обычно
видят своих чад, в первую очередь, прекрасно образованными, поэтому
они <<распыляют>> силы своего ребенка, устраивая его в различные кружки
или нанимая репетиторов. Для них главное - высшее образование. От этой
<<кружковщины>> у подростков в итоге кружится голова, многие из них
начинают совершать непредсказуемые и неожиданные для своих любящих
родителей поступки. В результате - обратный эффект и для семьи, и для
государства.
А средства массовой информации всячески <<помогают>> этому пропагандой
<<общечеловеческих ценностей>>, насилия, феминизма и человеческих
пороков.
А вот в национальных республиках ситуация иная. Там мужской характер - в цене.
- Я думаю, что происходит это потому, что народы национальных
республик вследствие своей относительной немногочисленности вынуждены
более плотно держаться друг друга, а значит, объективно заинтересованы
в поддержании национальных традиций. Разлагающему влиянию
<<общечеловеческих ценностей>> там есть серьезный противовес.
- Между тем в русском народе существуют богатейшие национальные
традиции вообще и воинские, в частности. Необходимо лишь следовать им,
а для этого нужна элементарная воля государства. Однако такое
впечатление, что власть пока все делает наоборот. И все же мы уверены,
что наша деятельность не пропадет даром.
<<Корни есть у меня, жив и я>>. Корни имеют такое свойство: если
сохранился хотя бы малый корешок, то он вновь разрастется в целую
корневую систему, затем - в древо традиций. Корешки остались у
каждого, нужно лишь дать им развиться. Этим мы и занимаемся. Рано или
поздно, государство тоже это поймет.
- Давайте обратимся к вашей практической деятельности и методике
<<Котел>>. Вы пишете в своей книге, что человек, впервые пришедший в
общину <<Спас>>, попадает как бы в другой мир. Это действительно так.
Хоругви Спаса и Георгия Победоносца, казачье оружие - булава, нагайка,
шашка. Зал для ратоборства, для наглядности, расписан русскими
пословицами. Наконец, слова святого Александра Невского: <<Не в силе
Бог, но в правде>>.
- Такая атмосфера отчасти у нас сформировалась объективно, потому что
наши общинники люди православные, а отчасти мы еще и специально
подчеркиваем такой подход, так как занимаемся воспитанием детей и
реабилитацией трудновоспитуемых. Поговорки и пословицы являются одним
из методов по формированию личности в русских традициях.
Мы стремимся к тому, чтобы сам дух, царящий в общине, сразу подвигал к
внутренней собранности и способствовал формированию новых черт и
качеств человека. Сама обстановка, на подсознательном уровне, сразу
начинает влиять на людей, с которыми мы занимаемся.
В повседневной общинной жизни, на многочисленных занятиях с детьми и
реабилитируемыми постоянно идет процесс нравственного воспитания или
исправления путем подражания, перенимания. Происходит замена
поведенческих норм, моральных установок, изменяется первичная
мотивация человека. Община прививает вкус к положительному образцу.
Здесь помогает устав и иерархическая структура общины.
Воспитание детей строится на религиозном фундаменте. Реабилитируемым
такой подход поначалу не навязывается, но, пребывая в общине, как
правило, они душой воспринимают христианское отношение к жизни.
<<У нас так принято>> или, наоборот, <<у нас так не принято>>. Такие
установки действуют безотказно. Осмысление, почему <<принято>> или
почему <<не принято>>, приходит позднее, и человек принимает это
внутренне, это становится и его установкой на всю жизнь.
- Методика <<Котел>> разработана на основе русской воинской православной
традиции. Когда я начинал читать книгу <<Ратоборцы>>, то думал, исходя
из ее названия, что в методике в основном будут даны рекомендации по
обращению с холодным оружием или защите без оружия. Это там тоже есть,
но сама методика, насколько я понял, имеет более широкий спектр
применения: организация разнообразных занятий в игровой форме,
привитие соответствующих навыков, использование психологических
методов.
- Занимающиеся по методике в короткие сроки получают не только
необходимые навыки рукопашного боя, с оружием или без него, но и
отрабатывают, в процессе игры, взаимодействие, согласованность и
взаимопомощь.
Но, чтобы овладеть методикой <<Котел>>, вначале надо осознать и
прочувствовать, какое место в ней занимают такие понятия, как вера,
традиция, коллектив, ответственность, творчество. Это первое, с чего
мы начинаем.
- Правда ли, что каждое практическое занятие по ратоборству начинается
и заканчивается молитвой?
- А как же! Ратоборцы выстраиваются в линию перед воинским
иконостасом. Зажигается лампада. После того, как все перекрестились и
сделали поясной поклон, начинается специально подобранное воинское
молитвенное правило. Его поют все вместе, громко, в унисон.
Молитвенное пение сопровождается поклонами. Это очень важно, чтобы
молитва не превращалась в формальный ритуал, а шла от сердца.
Ратоборцы окропляются святой водой из чаши. После происходит обряд
братания: все, по православной традиции, обнимаются, просят друг у
друга прощения за возможные синяки.
Затем все становятся в круг, слушают правило будущей <<забавы>>, то есть
воинской игры, предлагаемой кашеваром (старшим занятия). <<Заварить
кашу>>, то есть начать занятия, довольно просто. Сложнее организовать и
удержать среду <<Котла>>. Опыт показывает, что наши практические занятия
могут посещать <<и стар и млад>>, причем как имеющие предварительно
какую-либо физическую подготовку, так и не имеющие ее вовсе. Тем более
что отдельные игры и приемы методики <<Котел>> разнообразны и могут
применяться к разным категориям участников.
<<Котел>> представляет собой мощный психофизический тренинг, за одно
занятие восстанавливающий физические силы и эмоциональное состояние
личности.
Методика позволяет корректировать взаимоотношения участников; в
динамике диагностировать личностные качества человека и его социальный
статус в коллективе. А конкретные приемы и развивающие игры являются
неотъемлемой частью любой традиционной воинской культуры и заключают в
себе огромный воспитательный потенциал.
- Приведите, пожалуйста, пример какого-нибудь упражнения.
- Расскажу вкратце про одну из <<забав>>.
Выбирается один из кругов, нарисованных на полу, за него нельзя
выходить. Участники двигаются в кругу, не задевая друг друга.
Двигающегося навстречу товарища надо плавно обойти. Запрещается
останавливаться. Постепенно кашевар начинает <<заводить>> участников,
ускоряет ритм, усложняет игру разнообразными установками. Начинаются
касания, столкновения, а они запрещены. Плавные движения переходят в
ломаные, нестандартные. А условия все усложняются.
<<Подзатыльники!>> - командует кашевар, или - <<В живот!>>. Удары
наносятся несильные, но неожиданные. Атмосфера в кругу накаляется.
Кашевар <<нагружает>> играющих вопросами, шуточками.
Несколько человек, по команде, падают на землю и начинают делать
кувырки, мешая передвигаться остальным. Растет неразбериха, начинают
падать люди. Те, кто внизу, бьют кулаками тех, которые вверху. Те, в
свою очередь, отбиваясь друг от друга, должны не попасть под удар
снизу. Крики, шум, смех. Можно <<низовым>> дать деревянные ножи, и они
будут колоть всех попадающих под руку. Вываливающимся из круга
назначается <<наказание>>, например, десять отжиманий на кулаках. Очень
скоро что-либо понять становится практически невозможно. Все сбивают
друг друга, опрокидывают, бьют, колют, а от них требуют еще и
членораздельных ответов. Все надо делать быстро, четко исполняя
команды.
- Да, весело у вас проходят занятия.
- И весело, и тяжело. Пятнадцати минут этой круговерти достаточно,
чтобы увидеть психическое равновесие и адекватность любого. Многие
участники выдыхаются, отползают за круг, перестают двигаться. Более
опытные и адаптированные могут довольно долго и адекватно реагировать
на новые вводные. Моделирование боя можно усложнять путем применения
различного оружия, изменения местности, увеличения числа участников.
- В книге вы проводите мысль, что подобные <<забавы>> можно успешно
применять для тренировки спортсменов или для спецподготовки.
Безопасная, игровая форма занятий, тем не менее, психологически
приближает участников к обстановке реального боя. А психологически
уравновешенный и подготовленный к бою человек уж тем более подготовлен
к решению реальных житейских проблем.
- Да. Я привел пример лишь одной <<забавы>>. Форм и методов - масса.
Проводим мы и более <<классические>> для единоборств занятия, с
индивидуальной отработкой приемов самозащиты и владения холодным
оружием.
Методика <<Котел>> не относится ни к одной из ныне существующих школ или
стилей боевых искусств. Она, в первую очередь, используется для
развития творческих способностей и восстановления целостности
личности. Наша методика может быть серьезным дополнением ко многим
видам спорта и, наоборот, специализация в отдельном виде спорта служит
дополнением к нашей методике. Почему мы и говорим, что <<Котел>> -
методика творческая.
- Ну а состязания с кем-либо из представителей классических видов
боевых искусств у вас проводились?
- Эффект методики удивителен. Если взять отдельные составляющие
конкретных видов единоборств, то наши подопечные здесь обычно
проигрывают. Борцы лучше нас применяют борцовские приемы, по правилам
их вида единоборств, у <<ударников>> лучше поставлен удар, и так далее.
Но если мы отбросим правила, и, скажем, начнется реальный бой, то
окажется, что подготовка по нашей методике более эффективна.
Замечено, что спортсменам-единоборцам труднее дается выполнение
коллективных задач. Им требуется больше времени для адаптации к
нестандартным ситуациям, резко отличающимся от правил выбранного ими
стиля.
- Вы говорите сейчас практически о <<боях без правил>>. В России есть
люди, которые могут стать примером для миллионов русских мальчишек.
Например, Федор Емельяненко, многократный чемпион мира в тяжелом весе
по смешанным единоборствам. И он не единственный образец. Примером для
молодежи могли бы стать и его брат, Александр Емельяненко, и Сергей
Харитонов, и многие другие. Но о них все-таки мало кто знает...
- Согласен. Федор Емельяненко - сугубо верующий, православный человек,
русский богатырь...
Между тем часть молодежи, тяготеющая к <<экзотике>> рукопашного боя,
подпадает под языческие и оккультные школы боевых искусств, где
основной акцент делается на работу с сознанием. Практикующие восточные
культы через <<рукопашку>> расширяют количество своих адептов, калечат
души.
Утверждения, что бои без правил, в исполнении наших богатырей,
культивируют насилие - беспочвенны. Этот вид спорта нисколько не
<<кровавее>>, скажем, классического бокса. Несмотря на столь суровое
название, этот вид единоборств на самом деле имеет свои четкие
правила.
Пример наших богатырей мог бы приобщить многих мальчишек к занятию
спортом, а не бездумному времяпрепровождению у компьютеров. Таким же
примером могут служить наши великие современные боксеры, представители
других видов спорта. А реальными разносчиками насилия являются плохие
голливудские фильмы и разные компьютерные игры.
- Мы вышли на одну из основных мыслей Вашей книги <<Ратоборцы>>: о
необходимости создания в обществе позитивной общественной среды.
- Да, это одна из основных линий в книге, да и во всей деятельности
нашей общины.
Мы уверены, что такая самоорганизация, в случае широкого ее
распространения, постепенно, но намного быстрее, чем все остальные
общественные формы и методы, <<выдавит>> негативную самоорганизацию
граждан. Чем больше позитивных самоорганизаций в стране, тем крепче
государство. Под негативной самоорганизацией надо понимать
коррупционную, криминальную, сектантскую и им подобные асоциальные
структуры, разъедающие государство изнутри.
Без духовного наполнения невозможно создать положительную общественную
среду. Духовное наполнение - православная вера, русские традиции и
жизненный уклад, принцип честного служения Отечеству. Вокруг именно
таких самоорганизаций, рождающих здоровую среду, собирается огромное
количество людей, интуитивно или сознательно стремящихся к позитиву.
Мы это знаем на примере общины <<Спас>>. В свою очередь, такие люди
потом увлекают за собой других. С организационной точки зрения, такие
самоорганизации граждан должны представлять собой небольшие
воспитательно-реабилитационные центры. Чем больше их будет, тем
здоровее будет общество.
- Сколько сил вами положено для разъяснения пользы развития общинной
самоорганизации граждан! Есть и конкретные результаты деятельности
<<Спаса>>. Теперь есть еще и теоретическое обоснование вашей методики в
книге <<Ратоборцы>>. Но никто вас не слышит.
- Нет, слышат многие. Я благодарен за теплые слова поддержки в адрес
нашей общины, поступившие от многих читателей <<Столетия>> из России и
ближнего зарубежья, с которыми я ознакомился после предыдущих
публикаций. А вот из <<государевых людей>> - действительно, нас мало кто
слышит.


Беседовал Виталий Филяев

 

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/3/15/kazachya_dolya_bozhya_volya/